Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В
общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так
важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный
способ познать мир.
Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о
мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к
тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые
упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать
ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной
жизни.
Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства
общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а
также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые
примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах,
цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие,
сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети
болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему
удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок,
говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы
подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить
звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях
речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо
меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания
(«Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить
много и правильно.
Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и беседе с ребенком. В
лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев,
пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать
один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом
поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами –
пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.
Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка,
камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится
в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что
похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы:
«Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно
говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно
найти в разных детских книгах.
-Ткет ткач ткани на платье Тане.
-Три сороки-тараторки тараторили на горке.
-Орел на горе, перо на орле.
-Наш Полкан попал в капкан.
Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.
Можно поиграть с ребенком в следующие игры:
• «Один– много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
• «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
• «Какой?Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо
предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);
• «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и
объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к
одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка,
сапоги);
• «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку
определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
• «Придумай слово на звук []»: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше
слов на заданный звук;
• «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и
предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [] и топнуть ногой,
если он услышит звук [];
• «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и
прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть.
Текст может быть любым.